Служба строительных новостей
История строительства Днепровской ГЭС
Детище первой пятилетки - Днепровская гидроэлектростанция была одним из самых масштабных проектов Союза Советских Социалистических Республик.
В феврале 1920 года учёный-энергетик Глеб Кржижановский возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО), который в течение 10 – 15 лет предусматривал строительство тридцати районных электростанций общей мощностью 1,75 млн. КВт, в том числе десяти ГЭС. В частности, вблизи города Александровск (ныне город Запорожье) планировалось строительство крупной Александровской гидроэлектростанции, которая позже получила название Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС).
10 августа 1921 года было принято постановление СНК «об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска (Запорожье)», которое предписывало освободить под затопление земли в соответствии с проектом, который разработал ученый Иван Александров.
План ГОЭЛРО на 1921-1922 годы наметил только предварительные изыскания и подготовительные работы, а постройка Александровской плотины была запланирована на 1923-1926 годы, поскольку советская промышленность в начале двадцатых еще не могла производить энергоагрегаты требуемой мощности, а экономическая изоляция Советской России не позволяла закупить их за рубежом.
Решение о строительстве ДнепроГЭСа было принято на специально созванном 31 января 1927 года заседании Политбюро ВКП(б).
Начало строительства Днепровской ГЭС
8 марта 1927 года в Запорожье прибыли первые группы рабочих, а через неделю выше острова Хортица было начато строительство плотины. На протяжении 100 километров от Днепропетровска до Запорожья Днепр пересекает скалистую гряду, образуя страшные Днепровские пороги. Поскольку река здесь текла между отвесными берегами, после сооружения ГЭС большого разлива не произошло, хотя уровень воды поднялся на 39 метров, навсегда поглотив Днепровские пороги, делившие ранее Днепр на две не связанные между собой части. Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежало всего 15,5 тыс. га земли, в основном малопригодной для сельского хозяйства.
Рабочие на строительство набирались везде, где только можно. Это отставные военные, крестьяне, безработные, состоящие на учете на биржах труда. Было большое число сезонных рабочих. Текучесть рабочей силы была около 300 %, то есть, чтобы постоянно иметь одного рабочего, необходимо нанимать пятерых. Катастрофически не хватало высококвалифицированных рабочих.
Считается, что на Днепрострое труд заключенных не применялся. Тем не менее, фактически положение рабочих мало чем отличалось от положения заключенных. Поначалу, когда на строительстве работали 13 тысяч человек, у них еще были сносные жилищно-бытовые условия. Но в октябре 1931 года количество рабочих составило 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи человек. Как следствие, рабочие Днепростроя стали жить и работать в ужасающих условиях. Сколько человек во время строительства погибло и умерло от болезней, никто не считал.
Первый агрегат станции был пущен в мае 1932 года. 10 октября 1932 года состоялся торжественный митинг по поводу пуска пяти энергоблоков, составляющих первую очередь станции. В торжественном мероприятии участвовали председатель ВЦИК Михаил Калинин, нарком промышленности СССР Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б) Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс.
Турбины американской фирмы «Ньюпорт Хьюз» были приобретены на средства, вырученные от продажи за рубеж не только сокровищ Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда, что в значительной мере послужило причиной наступившего вскоре после окончания строительства ДнепроГЭСа массового голода на Украине и в Поволжье.
Такова была цена построенного на полтора года позже намеченного срока этого индустриального гиганта, ставшего визитной карточкой социализма.