Служба строительных новостей
Правительство одобрило новую редакцию Транспортной стратегии России на период до 2030 года, но отложило ее утверждение до уточнения федерального бюджета на 2014 год
На прошедшем 27 августа заседании Правительства РФ подведены итоги реализации Транспортной стратегии за период с 2009 по 2013 год и рассмотрена подготовленная Минтрансом России новая редакция документа.
Как отметил Премьер-министр Правительства России Дмитрий Медведев, актуализация Стратегии связана с необходимостью уточнения ряда параметров и учета изменений, произошедших в российской и мировой экономике.
Цель Стратегии, по словам Дмитрия Медведева, остается прежней – сделать транспорт современным, безопасным и доступным, создать условия для повышения транспортной мобильности граждан России.
С 2009 года реализация Транспортной стратегии велась в рамках нескольких федеральных целевых программ, исполнен целый ряд крупных проектов – построены и реконструированы автомобильные и железные дороги, аэропорты, речные и морские порты, логистические терминалы. Но, как подчеркнул Премьер-министр, останавливаться, на достигнутом нельзя, - нужно стремиться реконструировать, строить и содержать объекты транспортной инфраструктуры на основе современных технологий, своевременно и по приемлемым ценам. Необходимо использовать современные механизмы финансирования проектов, в том числе, частно-государственное партнерство. Транспортная отрасль создает спрос на высокотехнологические разработки, включая интеллектуальные транспортные схемы, внедрение глобальной навигационной системы и другие телекоммуникационные технологии.
Планы развития транспортного комплекса страны должны быть увязаны с развитием других отраслей – промышленностью, сельским, энергетикой России, при этом должны быть учтены потребности регионов, формирование и развитие крупнейших городских агломераций.
В числе важнейших задач Дмитрий Медведев назвал создание конкурентоспособных транспортных коридоров с высокой пропускной способностью. При этом нельзя забывать о снижении негативного воздействия транспорта на окружающую среду, перевод его на экологически чистые виды топлива и повышение энергоэффективности.
Министр транспорта РФ Максим Соколов, докладывая об итогах реализации разработанной в 2008 году Транспортной стратегии, отметил, что грузооборот транспортного комплекса России за последние десять лет вырос на 35% и достиг 2,7 триллионов тонно-километров, пассажирооборот превысил почти 530 миллиардов пассажиро-километров. Достигнуты и превышены показатели по ряду целевых индикаторов, включая густоту транспортной сети автомобильных и железных дорог, экспорт транспортных услуг, коэффициент авиационной подвижности.
Построено и реконструировано 24 тысячи км автодорог федерального и регионального значения, около 140 тысяч км отремонтировано. Началась реализация проектов строительства автодорог по контрактам жизненного цикла, восстановлена система дорожных фондов.
Построены и реконструированы взлетно-посадочные полосы в 23 аэропортах. Введены новые терминальные комплексы в Москве, Казани, Владивостоке, Якутске и ряде других городов. Оказана государственная поддержка местным и региональным аэропортам, а также авиаперевозкам между центром страны и регионами Дальнего Востока, а также Калининградом.
Уровень перевалки груза через морские порты России на 40% превысил максимальный общий объем перевалки грузов всеми портами Советского Союза в 2989 году. Доля грузооборота внешней торговли через российские порты достигла и стабилизировалась на уровне 85%, в то время, как 10 лет назад на долю иностранных морских портов приходилась половина всех российских грузов.
Развивалась инфраструктура железнодорожного транспорта на основных направлениях пассажирских и грузовых перевозок. Завершена реализация ряда крупных инфраструктурных проектов в числе которых реконструкция участка Оунэ – Высокогорная с вводом Нового Кузнецовского тоннеля на ветке Комсомольск-на-Амуре – Совгавань, запуск скоростного движения поездов на линии Санкт-Петербург-Хельсинки. Завершается строительство линий Лосево – Каменногорск и Беркакит – Томмот – Якутск.
Растет спрос населения на пассажирские перевозки. Особенно высокий спрос отмечен на воздушном транспорте, пассажирооборот которого в 2012 году превысил 195 миллиардов километров.
В то же время, как отметил глава Минтранса, несмотря на успехи, транспортная система страны в ее нынешнем состоянии не в полной мере удовлетворяет потребности растущих сегментов национальной экономики. Действующая редакция Транспортной стратегии основывалась на отличных от нынешних индикаторах мировой конъюнктуры – направлениях грузопотоков, уровне потребительского спроса, ряде других параметров.
Часть ключевых показателей Стратегии, включая параметры финансирования, определялись еще в докризисный период. Новая редакция документа разработана с учетом роли транспорта в решении наиболее приоритетных задач социально-экономического развития России на период до 2020 года и отвечает задачам, стоящим перед транспортной системой.
Работа по актуализации документа велась максимально открыто, с учетом предложений федеральных и региональных органов исполнительной власти, профильных научных и образовательных учреждений, крупнейших транспортных компаний и общественных организаций.
Проект Стратегии был представлен всем заинтересованным участникам процесса, руководителям субъектов РФ, крупным транспортным компаниям и грузоотправителям. Обсуждение изменений проходило в Минтрансе России, Общественной палате, Экспертном совете при Правительстве РФ, Открытом правительстве. Проект был размещен на сайте Минтранса России и прошел доработку по замечаниям экспертов и общественности.
Максим Соколов отметил, что в Стратегии представлены два возможных варианта развития транспортного комплекса России на период до 2030 года – базовый и инновационный. В то же время, исходя из бюджетных ограничений предусмотрены безусловные приоритеты.
Речь в первую очередь идет о необходимости снижения транспортных издержек в экономике, удовлетворении спроса на грузовые перевозки, формируемого основными грузообразующими отраслями, выполнении требований, обусловленных развитием единого экономического пространства и членством России в ВТО, а также обеспечение необходимого уровня транспортной безопасности. В числе приоритетных глава Минтранса назвал также необходимость роста мобильности населения исходя из потребностей рынка труда и транспортной связанности национальной территории. К 2030 году необходимо как минимум удвоить показатели мобильности граждан и выйти на уровень не ниже 15 тысяч пассажиро-километров на человека в год. В связи с этим планируется реализация амбициозных, прорывных проектов, таких как создание в стране сети высокоскоростного пассажирского сообщения, а также существенное развитие региональных авиаперевозок.
Два сценарных варианта развития требуют разного финансового обеспечения – в представленной редакции документа разница значительная и достигает 45%.
Консервативный, базовый сценарий составлен в соответствии с ныне действующими программными документами, в частности, Государственной программой развития транспортной системы до 2020 года, а также под определенные бюджетные ограничения. Этот вариант предполагает выбор приоритетных направлений для сдерживания первоочередных угроз для социальной сферы и национальной экономики. Инновационный вариант рассчитан на ускоренное сбалансированное развитие транспортного комплекса России. При этом транспортная система рассматривается как фактор поддержания динамики роста национальной экономики и ее конкурентоспособности, являясь мультипликатором роста отраслей промышленности и развития регионов.
Глава Минтранса России подчеркнул, что представленная Стратегия является сбалансированным документом, разработанным в увязке с социально-экономическим развитием регионов и их экономики. Финансовое обеспечение реализации Транспортной стратегии предполагает как бюджетные, так и внебюджетные источники финансирования.
Структура финансирования не должна носить скачкообразного характера при условии сохранения общих тенденций развития экономики, заложенных при ее разработке.
Максим Соколов подчеркнул, что достижение целей обновленной Транспортной стратегии страны обеспечит удовлетворение потребностей ее социально ориентированного инновационного развития, в котором транспорт способен стать генератором спроса на продукцию отечественного транспортного машиностроения и попросил поддержать представленный проект актуализированного документа.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, заслушав мнение экспертов и членов Правительства по представленному проекту, отметил, что стратегические документы, требующие финансирования из бюджета, должны быть согласованы с Бюджетной стратегией, формируемой на основе нового долгосрочного прогноза и бюджетной политики, которая будет предусматриваться на период до 2030 года и финансовых возможностей государства.
По итогам заседания Решением Правительства РФ доклад Министра транспорта принят к сведению, одобрены предложенные изменения в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года. Минтрансу России, Минэкономразвития России и Минфину России поручено в двухнедельный срок после внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете на 214 и плановый период до 2016 года представить в Правительство РФ проект соответствующего акта о внесении изменений в Транспортную стратегию РФ.
По материалам government.ru