Служба строительных новостей
Дом на улице Сибирской в Томске спасла от разрушения особенность конструкции и качество швов
Как сообщалось ранее, днем 30 ноября 2012 года на девятом этаже дома № 33 по Сибирской улице в результате нарушения техники безопасности при монтаже натяжных потолков произошел взрыв газа, в результате которого погибли три молодые женщины. Проводившие монтаж рабочие до сих пор находятся в ожоговом центре областной клинической больницы. Жители двух первых подъездов десятиэтажного дома были расселены властями во временные квартиры, предоставленные Министерством обороны РФ. Третий и четвертый подъезды дома были признаны полностью безопасными для проживания.
Оперативным штабом в составе представителей власти, строителей и ученых, было решено демонтировать несколько разрушенных этажей и отстроить их заново. Научно-практическую поддержку строителям оказывает группа из четырех сотрудников кафедры «Железобетонные и каменные конструкции» Томского государственного архитектурно-строительного университета под руководством Олега Пахмурина.
От глобальных разрушений дом спасли наружные стеновые панели, которые взрывной волной выбило наружу. Дом при этом дрогнул, но выстоял, продемонстрировав большой запас прочности.
- Если бы дом был кирпичным, его бы разнесло в пух и прах. Повезло, что взрыв был на девятом этаже. Но главное - конструктивная особенность этого дома. Это дом 75-й серии, в советское время их строили в семи городах Союза. Там наружные стеновые панели просто навешаны, — говорит Олег Пахмурин. - Это навесные стены, которые не являются несущими. Они стоят на плите перекрытия и навешаны на поперечную несущую стену. Когда начался объемный взрыв, «полетели» несущие перегородки в районе эпицентра. В тот миг, когда взрывная волна достигла наружных стеновых панелей, их просто выбило наружу. Они все улетели, и это спасло дом.
Плиты наружной стены в домах 75-й серии своей нижней частью стоят на плитах перекрытия. Вверху и внизу они соединяются с другими конструкциями петлями и скобками, которые в ходе строительства загибаются и бетонируются.
После взрыва четыре плиты зависли без опоры, две из них – в особо опасном состоянии. По мнению ученого, они удержались на весу благодаря тому, что плиты сварены между собой.
- Плиты между собой сварены. Кроме того, когда плиты клали, там есть семь-восемь сантиметров защемления с вышестоящими панелями, и это защемление их удержало. Это место строители сделали добросовестно в свое время, когда строили, — сказал представитель ТГАСУ. - Благодаря этому дом не рассыпался. Если бы взрыв произошел на первом этаже, то не хватило бы защемлений, которые в ходе строительства создались, все это бы не удержало.
Жители всех подъездов дома задают ученым и властям главный вопрос — насколько безопасен этот дом для проживания. Некоторые из них, в примыкающих к месту трагедии квартирах, обнаружили микротрещины на обоях. Мэр Томска Николай Николайчук на встрече с жильцами в администрации Советского района пообещал полное обследование всего дома.
- Я вам как инженер скажу: вся эта «этажерка» при ударе сработала, она сыграла и стала на место. Она не может быть жесткой. На небоскребах верхние этажи серьезно движутся — так и здесь. Эти микротрещины на обоях могли появиться, но это говорит только о том, что вся конструкция сработала как нужно и стала на место. Специалисты этим занимаются – проживание там безопасно и документ об этом мы вам дадим — заверил жителей дома Николай Николайчук.
По заявлению специалистов ТГАСУ, проживание в третьем и четвертом подъездах дома совершенно безопасно.
- Блок второго подъезда, расположенный справа от лестничной клетки, явился хорошим демпфером между вторым и третьим подъездом, — сказал Олег Пахмурин на заседании оперативного штаба в мэрии. - Квартиры второго подъезда восприняли все на себя, тряханулись, и ничего с ними не случилось. Поскольку наружные стены вылетели, то энергии взрыва не хватило… В квартире (напротив эпицентра) взрывной волной вышибло железную дверь. Там за исключением этой выбитой двери как будто взрыва не было, - уточнил он.
Главное сейчас – не мешать строителям демонтировать разрушенные элементы. Сроки восстановления дома можно будет определить лишь после того, как завершатся демонтажные работы.
- Сейчас люди работают – им надо не мешать. Демонтажникам сейчас очень трудно, потому что когда монтировали, никто не знал, что так будет. Смонтировали, срезали закладные детали, загнули, забетонировали, чтобы ничего не мешало. А вот теперь (плиту) надо за что-то поднять — вытащить то, что загнуто и забетонировано. Где какая петля – знают. Но чтобы ее оттуда вынуть, надо раздолбить, а это все на морозе, — пояснил Олег Пахмурин.
Специалист ТГАСУ отметил эффективность и слаженность работы оперативного штаба по ликвидации ЧС.
- Меня восхищает, как наша томская администрация – и городская, и областная – решает вопросы. Все по-деловому, четко, ясно, обязанности распределены. Мне работа штаба очень понравилась, — сказал Олег Пахмурин. - Я был на первом же штабе, на следующий день после взрыва. Была спокойная, деловая обстановка. Нет паники, нет истерики: люди подходят, получают разъяснения, куда-то обращаются. И уже на штабе губернатор Жвачкин… после каждого докладчика говорит: «Не забывайте, что там люди». Буквально после каждого специалиста, чья деятельность как-то касалась непосредственно людей, он напоминал об этом», — рассказал ученый ТГАСУ.
Восстановление дома по Сибирской, 33 может занять четыре месяца и завершиться к концу марта. Власти пообещали до среды впустить всех жителей в квартиры за необходимыми вещами, чтобы пострадавшие смогли отпраздновать Новый год во временных, хотя и новых, квартирах с наименьшими бытовыми неудобствами.