Служба строительных новостей
Практика Главгосэкспертизы показывает необходимость проведения НТС только для технически-сложных и уникальных объектов с нетипичными конструктивными решениями
Об этом рассказали в первом блоке дискуссий на площадке Главгосэкспертизы России в рамках празднования Всероссийского дня строителя начальник Управления строительных решений Главгосэкспертизы Борис Ильичев и его заместитель Евгений Леонтьев.
Евгений Леонтьев констатировал, что потребность в научно-техническом сопровождении определяется застройщиком (заказчиком) в задании на проектирование или в задании на проведение инженерных изысканий. Кроме того, требованиями ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций…» для объектов повышенного уровня ответственности устанавливается обязательное проведение научно-технического сопровождения и выполнение независимого контроля проектирования, осуществляемого организацией отличной от той, которая разрабатывала проект. «Такое требование для технически сложных и уникальных объектов вполне справедливо и обоснованно», — полагает эксперт. – «Ведь действующие строительные нормы в большинстве случаев не содержат требований к проектированию технически сложных и уникальных объектов, которые характеризуются особыми, ранее не примененными архитектурными, объемно-планировочными, конструктивными, инженерными или технологическими решениями».
Евгений Леонтьев напомнил, что, начиная с 2015 года Главгосэкспертиза России неоднократно обращала внимание ответственных организаций на необходимость уточнения критериев проведения научно-технического сопровождения и независимого контроля при проектировании. «Однако пока что ситуация в этом направлении изменилась незначительно», — сказал заместитель начальника Управления строительных решений.
По его словам, практика проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий подтверждает, что по большому числу технически сложных и уникальных объектов разработка специальных технических условий не возможна без принятия предварительных принципиальных технических решений. Также, она не возможна без анализа имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта. Такая работа служит основой для выработки недостающих нормативных положений или разработки отсутствующих норм. Выполнять эту работу нужно с обязательным привлечением организаций, обладающих научно-техническим потенциалом и опытом практической работы в соответствующей области в рамках полноценного научно-технического сопровождения на начальной стадии проектирования для обеспечения надлежащего качества и безопасности строительных объектов на всех стадиях проектирования, строительства и эксплуатации.
В отдельных случаях, к повышенному уровню ответственности могут быть отнесены здания или сооружения простой геометрической формы с небольшими размерами в плане и по высоте.
«Разработчики нормативных документов при их составлении и включении требований о необходимости проведения НТС для объектов повышенного уровня ответственности, по всей видимости, ориентировались на технически сложные и уникальные объекты. Но практика применения норм показала, что необходимость проведения НТС и независимого контроля проектирования иногда является избыточным требованием и нуждается в уточнении критериев, при которых его необходимо выполнять», - заявил Евгений Леонтьев.
Также в своих выступлениях на площадке Главгосэкспертизы России Борис Ильичев и Евгений Леонтьев обратили внимание слушателей на то, что в НИУ МГСУ по заказу Главгосэкспертизы России проводится работа по подготовке методик разработки сметных нормативов инженерных изысканий и сметной стоимости строительства и предложений по разработке сметных нормативов подготовки проектной документации. В рамках реализации данных работ планируется создать нормативную подоснову для определения состава, объемов и стоимости научно-технического сопровождения на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов.
Эксперты рассказали, что Главгосэкспертиза России активно участвует в работе по актуализации нормативных документов, проводимой Минстроем России и его подведомственным учреждением ФАУ «ФЦС». «Научное сообщество во главе с Российской академией архитектуры и строительных наук за очень короткий промежуток времени проделало огромный объем работы, способствующей улучшению процессов проектирования, позволяющей ликвидировать административные барьеры, продвигать вперед и развивать строительную отрасль», — заявили спикеры.
Эксперты Управления строительных решений Главгосэкспертизы России, понимая всю важность и необходимость развития нормативной базы, внесли свой вклад и, использовав опыт практической работы и применения требований нормативных документов, подготовили предложения и рекомендации при разработке сводов правил СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», СП 26.13330.2012 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками» и проектов сводов правил СП «Здания и сооружения. Аварийные воздействия», и как одного из главных СП: «Защита зданий и сооружений от прогрессирующего обрушения. Правила проектирования».
Кроме того, эксперты обсудили со слушателями актуальные вопросы обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений, отнесения к повышенному уровню ответственности объектов капитального строительства. Начальник Управления строительных решений Главгосэкспертизы Борис Ильичев напомнил участникам деловой программы Главгосэкспертизы России, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования, включая изыскания, обеспечивается посредством соблюдения требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень обязательного применения, документов в области стандартизации.
Так как сегодня продолжается одновременное действие двух перечней обязательного применения, заметил Борис Ильичев, многие задаются вопросом, каким из них следует руководствоваться как при проектировании и проведении инженерных изысканий, так и в дальнейшем, при проведении экспертизы? «При решении этого вопроса, прежде всего, необходимо определиться с датой начала разработки документации, так как этот момент не урегулирован законодательством о градостроительной деятельности», — подчеркнул эксперт. – «И здесь следует принимать во внимание дату утверждения задания на проектирование».
Рассмотрение этой темы продолжил в своем выступлении заместитель начальника Управления строительных решений Главгосэкспертизы России Евгений Леонтьев. В первую очередь, по словам эксперта Главгосэкспертизы России, необходимо выполнить требования нормативного документа, который входит в перечень обязательного применения, чтобы обеспечить минимально необходимые требования, установленные «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений».
Что касается применения документов, не вошедших в перечни национальных стандартов и сводов правил, то нормативные акты, не вошедшие в перечни национальных стандартов и сводов правил, допускается использовать при проектировании в части, не противоречащей требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». В задании на проектирование, напомнил Евгений Леонтьев, заказчиком может быть указано требование о необходимости использования такого рода документов. Вместе с тем нужно помнить, что такие нормативные документы могут применяться только в развитие требований, содержащихся в документах из перечней обязательного и добровольного применения. В противном случае требуется разработка специальных технических условий.
Отдельно Евгений Леонтьев отметил, что при разработке СТУ могут быть использованы международные стандарты, стандарты и своды правил иностранных государств (полностью или частично), но только при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Такие документы должны быть зарегистрированы установленным порядком в Федеральном информационном фонде стандартов.
Еще одним значимым вопросом, затронутым в ходе выступления представителей Управления строительных решений, стал уровень ответственности как одной из важнейших характеристик обеспечения конструктивной надежности и безопасности зданий и сооружений.
Уровень ответственности зданий и сооружений, седьмой (последний) идентификационный признак, который указывается в задании на проектирование и в проектной документации, характеризуется экономическими, социальными и экологическими последствиями их отказов. Он определяется только после идентификации зданий или сооружений в соответствии с требованиями законодательства в области промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, после указания принадлежности к объектам инфраструктуры (транспортной, авиационной, железнодорожной, космической) или к другим объектам, функционально-технологические особенности, которых влияют на их безопасность.
Евгений Леонтьев подчеркнул, что зачастую идентификация зданий и сооружений по всем необходимым признакам заказчиком и проектировщиком не производится или производится неверно. В результате не определяется или определяется неверно уровень ответственности, что и выявляется в ходе проведения экспертизы. «А это влечет за собой необходимость корректировки проектной документации и выполнения новых расчетов, обосновывающих безопасность конструктивных решений с учетом уровня ответственности. Эта работа должна выполняться в короткий срок до завершения экспертизы, что не всегда приводит к ее положительному результату», — заявил эксперт. Для исключения таких ошибок идентификацию зданий и сооружений и назначения уровня ответственности нужно выполнять правильно уже на стадии разработки задания на проектирование.
Закончил свое выступление Евгений Леонтьев поздравлением коллег с Днем строителя. «Развитие технического прогресса», — отметил эксперт, — позволяет в большей степени автоматизировать труд человека. Проводится фундаментальная модернизация и процессов проектирования и проведения экспертизы. Развивается информационное моделирование, создаются и применяются электронные сервисы при проектировании и в экспертной деятельности. Но какими бы сложными, безупречными и сверхсовременными не были бы технологии, принятие решений и ответственность за них всегда будут лежать на человеке, инженере, без труда которого невозможен ни один автоматизированный процесс».