Служба строительных новостей
Забота об экологии начинается с каждого
Вопросы экологии, защиты окружающей среды сегодня выдвигаются на первый план среди глобальных приоритетов мирового сообщества. Чрезмерное использование энергетических ресурсов, массовая вырубка леса, агрессивные химические методы ведения сельского хозяйства, выбросы загрязняющих веществ и замусоривание природы отходами оказывают разрушительное воздействие на экологию, приводят к сокращению биологического разнообразия и необратимому разрушению биосферы.
Как решаются вопросы экологической и промышленной безопасности, в том числе в сфере законодательного регулирования деятельности промышленных предприятий, обсуждали участники круглого стола: «Экологическая безопасность: международные стандарты и методы регулирования в российских реалиях», который прошел в рамках II Московского межотраслевого форума, 16 апреля в здании Правительства Москвы.
В работе круглого стола приняли участие экологи промышленных предприятий, общественных и независимых экологических организаций. Модератором круглого стола выступил заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности Юрий Максименко.
В своем приветственном слове он напомнил, что 2013 год в России не случайно назван Годом охраны окружающей среды - пришло время менять потребительское отношение к вопросам экологии. И одним из приоритетных направлений государство избрало промышленную экологию. По последним данным в 40 субъектах РФ более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель.
Изменить ситуацию должна новая экологическая политика по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны способствовать ослаблению воздействия на окружающую среду в целом. Законопроект № 584587-5, который был подготовлен Минприроды РФ, предусматривает, что все без исключения российские предприятия приступят к реализации планов по переходу на НДТ.
- Документ предусматривает три основных экономических инструмента. Первый – преференции по налогу за вредное воздействие на окружающую среду предприятиям, переходящим на новые технологии, в размере суммы, затраченной на их внедрение. Это очень существенно, поскольку с 2016 года эта плата повысится - сначала в 5, потом 20 раз. Второй - это софинансирование из федерального бюджета ставки кредитов, взятых на переоснащение. Третий - ускоренная амортизация, которая позволит предприятиям оперативно списывать основные фонды, - отметила в своем докладе генеральный директор ООО «Агентство Системного Развития», Член Совета Национальной экологической аудиторской палаты Светлана Голубева.
Участники круглого стола выразили опасение, что бизнес не горит желанием внедрять НДТ. Производственники объясняют свою позицию так: если в этом году предприятие снизило энергозатратность, применив новые технологии, чтобы получить экономический эффект, то в следующем тарифном периоде для расчета уже берутся последние более низкие данные, и экономический эффект таким образом исчезает. Получается, у компаний нет заинтересованности в применении энергосберегающих технологий, если нет экономического эффекта (за исключением лизинговых проектов, где 261-ФЗ позволяет в течение 5 лет получить этот экономический эффект). Поэтому представители бизнеса уверены, что вопросы возврата вложений должны учитываться на законодательном уровне.
- Нам необходимо появление полноценного кодекса. Потому что сейчас у нас есть только запутанная система с отсутствием единой кодификации, что создает ненужное давление на предпринимательскую среду. Без изменения ситуации коренным образом латание дыр уже бессмысленно - резюмировал дискуссию модератор круглого стола Юрий Максименко.
Кроме того, участники встречи обсудили различные аспекты экологической ответственности бизнеса, а также его роль в создании благоприятной экологической обстановки для граждан в регионах присутствия. Было отмечено, что, к сожалению, по существующему законодательству не предусматриваются варианты стимулирования экологических инициатив крупного бизнеса. Но, несмотря на это, многие компании берут на себя дополнительные обязательства по улучшению экологической обстановки территорий своих бизнес-интересов.
Подводя итоги мероприятия, делегаты сошлись во мнении, что государству нужно отказаться от административно-командного похода, который не работает в рыночной среде:
- Нужно создать механизмы согласования интересов всех заинтересованных сторон, повысить открытость и предприятий, и государства, которое, в свою очередь, должно внятно объяснять свои решения. Только таким путём можно найти способы увязать государственное регулирование и корпоративную политику.