Пятница, 29 Марта, 2024 год  выпуск 1380(2132)
Свидетельство о регистрации СМИ № Эл № ФС77-58626

Служба строительных новостей

Строительные новости со всей России

Руководители НОСТРОЙ и отрасли приняли участие в специальном репортаже «Стройка будущего» на канале «Россия-24»

2012-09-24

22 сентября на федеральном канале «Россия-24» вышел специальный репортаж «Стройка будущего». В репортаже приняли участие президент Национального объединения строителей Ефим Басин, председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Алексей Русских, заместитель руководителя Госстроя России Илья Пономарев.

 

Каждый год в России строят более 60 миллионов кв. метров жилья. Это почти 800 тысяч квартир. Фактически - небольшой город. И это только жилищное строительство. А ведь еще возводят офисы и торговые центры, школы и больницы, строят мосты и дороги. Строительная отрасль - одна из самых капиталоемких и сложных. Ошибки строителей и проектировщиков могут привести к гибели людей. Кто и что строит для россиян и можем ли мы считать крепостью собственный дом?

Традиционно контролировать застройщиков пытались чиновники. Именно они выдавали лицензии строительным компаниям. Документ действовал пять лет и насколько качественно застройщик работал все это время - никто особо не проверял. К тому же лицензию можно было элементарно купить.

Три года назад ситуацию решили изменить и доверить контроль за строителями самим строителям. Так появились саморегулируемые организации (СРО). Теперь каждая строительная компания должна являться членом того или иного СРО, которое и выдает допуски на проведение строительных работ и ежегодно проверяет все ли члены организации работают добросовестно.

СРО в свою очередь входят в Национальное объединение строителей - НОСТРОЙ. Сейчас под его началом работает 251 СРО и более 100 тысяч строительных фирм.

Предполагалось, что такая система сделает отрасль более прозрачной и на строительном рынке будет наведен порядок.

Ефим Басин, президент Национального объединения строителей:

"Государство уже почувствовало, что многие функции излишни, избыточны, оно не может их осуществлять, потому, что сокращаются штаты чиновников, вырастает поколение предпринимателей, слышится голос профессионального сообщества и так далее. Это с одной стороны. С другой - много ошибок начало допускаться, особенно в законодательстве".

За время действия саморегулирования количество строительных фирм-однодневок сократилось примерно в два с половиной раза. Но посредники, работающие с центрами лицензирования, не хотели упускать прибыльный, хотя и незаконный бизнес. Выходцы из центров лицензирования стали создавать саморегулируемые организации, торгующие допусками на строительные работы. При этом никто не проверял, есть ли у строительной компании подходящее оборудование, квалифицированные строители и хоть какой-то опыт работы на рынке.

Фактически коррупция переместилась из чиновничьих кабинетов в кабинеты недобросовестных саморегуляторов.

Алексей Русских, председатель комитета Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству:

"Очень много случаев, когда вот такие допуска выдаются, по сути дела компаниям-однодневкам, где, в лучшем случае, - один директор, он же - бухгалтер, а по факту часто бывает так, что это просто мертвые души. То есть – где-то берется паспорт, регистрируется компания, потом некие агенты и целые компании, которые осуществляют такие услуги, идут в СРО, там получают допуск на эту компанию, и компания-призрак начинает работать на этом рынке".

Бороться с так называемыми коммерческими СРО крайне сложно. Лишить их статуса может только суд, обратиться в который должен Ростехнадзор. К тому же организации, которые не слишком рьяно контролируют своих членов, пользуются среди строительных компаний закономерной популярностью.

Илья Пономарев, заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ:

"Согласитесь, - достаточно непростая формула, когда предприниматель за собственные деньги должен выбрать наиболее строгого контролера своей деятельности. Это достаточно противоестественный процесс. И это сейчас проявляется в том, что называют борьбой с коммерческими СРО".

Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить законы. В Госдуме признают - СРО начали работать, не имея практически никакой законодательной базы, и обещают к концу года принять законы, повышающие ответственность и разрешающие компаниям переходить из одной СРО в другую. Есть и другой, чисто экономический путь - сделать так, чтобы компаниям стало выгодным позволять себя жестко контролировать.

Илья Пономарев:

"Предприятие, которое является членом верхней десятки СРО, по неким условным оценкам, имеет доступ к более дешевым кредитам, более дешевым страховкам, к лучшим условиям работы, к примеру, на госконтрактах и так далее. Тогда, наверное, это станет привлекательным. Потому, что создав некую условно палку, мы не создали условно конфету".

Саморегулируемые организации должны не только проверять входящие в них строительные компании, но и нести за них коллективную ответственность. Каждый член СРО вносит деньги в так называемый компенсационный фонд, и если случается ЧП, ущерб, который не покрывается страховкой, выплачиваются деньги из этого фонда.

Ефим Басин:

"Раньше это были целые муки судебных разбирательств. Человек, пострадавший, должен обратиться в суд, на заказчика. Тот не хочет отвечать, ссылается на подрядчика, подрядчик ссылается на эксплуатационников, те еще какие-то причины находят. Когда есть компенсационный фонд - сразу находят члена СРО, в какую СРО он входит, предъявляется уже претензия к СРО - выплатить вот такой-то ущерб, который определен в установленном порядке, может быть, даже через суд - из компенсационного фонда".

Причем ЧП - это не обязательно взрыв бытового газа или обрушение здания. В идеале любой человек может потребовать оплаты расходов на ремонт своей машины при повреждении подвески на разбитой дороге. Для этого нужно зафиксировать, что поломка действительно связана с низким качеством дорожного полотна. На специальном сайте узнать, какая компания строила дорогу, в какую саморегулируемую организацию она входит, и обратиться туда.

Правда, пока система не отработана, и за два года компенсационные фонды распечатывались меньше десяти раз.

Тем временем на специальных счетах скопилось более 40 миллиардов рублей. Тратить их на что-либо кроме компенсационных выплат - запрещено.

С одной стороны - это дает гарантию того, что в случае необходимости компенсации будут немедленно выплачены. Но с другой стороны есть несколько способов использовать эти деньги, но при этом не тратить их.

Михаил Викторов, руководитель Аппарата НОСТРОЙ:

"Я подрядчик, я строю дом, жилой. Почему я под средства компенсационного фонда того СРО, в котором состою, не могу получить кредит по более низкой ставке? На 3-4-5 процентов ниже".

В таком случае деньги компенсационных фондов не расходуются, выплаты гарантированы, при этом банки больше доверяют застройщикам, а те, в свою очередь, за счет дешевых кредитов снижают себестоимость объектов.

Еще одно важное направление деятельности НОСТРОЙ - работа над нормативно-технической базой. Сложно поверить, но в течение 7 лет, до 2010 года у застройщиков вообще не было никаких обязательных правил работы. Такая ситуация сложилась после того, как в 2002 году был принят закон о техническом регулировании. На смену ставшим добровольными стандартам и СНиПам должны были прийти технические регламенты. Но технический регламент в сфере строительства был принят только к 2010 году.

Ефим Басин:

"СНиПы все действующие, которые были приняты еще с начала советских времен, которые были примером для многих иностранных государств, которые действительно - на крови писались, - значит они отменяются, и силы не имеют, а нужно, чтобы Дума принимала закон о техническом регулировании. Вы можете представить, как практически это сделать? Что такое СНиП - это не только описание какого-то процесса, это еще и расчеты. Нужно, чтобы каждый депутат, голосуя за этот законопроект, за каждый технический регламент, понимал, за что он голосует".

Теперь систему СНиПов и стандартов пытаются восстановить. Сделать это непросто. Технологии развиваются, нужно проводить все новые и новые исследования. Создать один строительный стандарт стоит от полутора до двух с половиной миллионов рублей. На такую работу НОСТРОЙ потратил уже 300 миллионов.

Михаил Викторов:

"Лимит средств, выделяемых сообществом на эту сферу, будет обсуждаться постоянно и ежегодно. В какой-то год, может быть побольше, в какой-то - поменьше. Я думаю так, что встанет вопрос много или мало, но для решения первых вопросов - этого, может быть, было мало".

К новому году будут радикально обновлены около 90 СНиПов и разработаны около 100 стандартов. Они не только позволят обеспечить безопасность возводимых объектов, от них во многом зависит себестоимость возводимого здания.

Михаил Викторов:

"Здесь очень важно заложить требования, которые, с одной стороны, обеспечивают то самое потребительское качество, но при этом не перегнуть палку. Потому, что заложить какие-то повышенные требования - это значит, что должны быть использованы соответствующие материалы - это все деньги, и это все будет закладываться в квадратный метр".

Также в квадратный метр закладываются расходы на многочисленные процедуры и согласования. Специалисты подсчитали: чтобы построить один многоквартирный дом необходимо получить более сотни разных разрешений. На это может уйти три года. А стоить все справки будут около 25 миллионов рублей. И это - не взятки, это совершенно законная, официальная стоимость услуг многочисленных госорганов. И если в возводимом доме 100 квартир, чиновники делают каждую из них дороже, в среднем, на четверть миллиона.

В системе саморегулирования такие сложности ни к чему, уверяют строители и просят принять закон, позволяющий строить быстро. Безопасность строители готовы и способны гарантировать.

Источники: www.nostroy.ru, www.vesti.ru

Рассказать: