Служба строительных новостей
Поправки Минстроя в Градкодекс обойдутся членам СРО в 50 миллиардов
В Минэкономразвития считают, что законопроект Минстроя содержит много избыточных запретов и ограничений, а его реализация обременит стройиндустрию необоснованными расходами в размере 50 млрд. рублей.
С целью оценки регулирующего воздействия законопроекта Минэкономразвитие провело публичные консультации по этому документу с 12 по 18 октября 2015 года. В ходе консультаций в министерство поступили мнения Национального объединения изыскателей и проектировщиков и АО «Ренейссанс Констракшн», совпавшие с заключением по законопроекту Минэкономразвития.
В частности, ведомство считает необоснованными и избыточными устанавливаемые законопроектом требования по формированию и размещению компфондов СРО, а также предлагаемый Минстроем механизм ответственности СРО за действия своих членов. При этом концепция документа не в полной мере соответствует концепции проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Минэкономразвития.
Часть 10.1 статьи 55.8 Град. кодекса в редакции, предлагаемой Минстроем, предусматривает, что допуск к работам по организации строительства или по организации подготовки проектной документации выдается члену СРО только после внесения им в полном объеме взносов в компфонд возмещения вреда и компфонд обеспечения договорных обязательств. Это фактически повлечет увеличение финансовой нагрузки на таких членов СРО. Кроме того, наличие свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или по организации строительства не означает обязательного участия члена СРО в закупках и заключения соответствующих договоров.
Предлагаемое законопроектом поправки способны привести к значительному росту затрат членов СРО по формированию их компфондов. Так, статьей 55. 16 Град. кодекса в редакции законопроекта предусматривается необходимость формирования компфонда возмещения вреда и компфонда обеспечения договорных обязательств. При этом в соответствии с частями 6 и 7 статьи 55. 16 Град. кодекса для СРО в области проектирования минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена составит от 0,1 млн. рублей до 1,35 млн. рублей, а для СРО в области строительства от 0,2 млн. рублей до 9,7 млн. рублей. Таким образом, выполнение законопроекта в отношении размера формируемого СРО фонда обеспечения договорных обязательств отвлечет из оборота строительной отрасли значительные денежные средства.
По данным Ростехнадзора, на 18 ноября 2015 года в РФ в реестре саморегулируемых организаций значится 194 СРО в области проектирования, состоящие из 2012 организаций, а также 277 СРО в области строительства - из 5132 организаций. В результате совокупный объем отвлеченных из строительной отрасли средств, направленных на формирование компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, составит от 1,23 млрд. рублей до 50,81 млрд. рублей. В том числе, для СРО в области проектирования - от 0,2 млрд. рублей до 2,72 млрд. рублей, а для СРО в области строительства - от 1,23 млрд. рублей до 49,78 млрд. рублей. А с учетом данных НОСТРОЙ по количеству членов СРО, объем отвлеченных из строительной отрасли средств может значительно превысить представленную выше оценку.
Таким образом предлагаемые поправки в части формирования компфондов требуют дополнительного обсуждения с учетом неблагоприятной ситуации, сложившейся сегодня в строительной и финансовой отраслях. Требуется также обратить внимание на часть 2 статьи 5 законопроекта, в соответствии с которой формирование компефондов обеспечивается путем перераспределения части средств существующего компфонда СРО в фонд обеспечения договорных обязательств. С учетом устанавливаемых законопроектом размеров компфондов предлагаемое регулирование представляется невыполнимым в части перераспределения денежных средств между фондами.
Поправками Минстроя статья 55.7 Град. кодекса дополняется положением, устанавливающим право СРО на подачу иска и участию в качестве самостоятельной стороны при рассмотрении судебных споров по делам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, одной из сторон которого является член СРО. Это положение представляется невыполнимым на практике. В целях реализации этой нормы представляется необходимым предварительно внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ.
Частью 4 статьи 60.1 Град. кодекса в редакции законопроекта вводится положение, в соответствии с которым в случае ликвидации юрлица - члена СРО исполнение его гарантийных обязательств осуществляется саморегулируемой организацией, в которой он состоял. Это положение представляется недостаточно определенным и на практике невыполнимым, так как остается неясным, каким образом саморегулируемая организация должна влиять на хозяйственную деятельность своего члена, чтобы не допустить его ликвидацию в период гарантийного срока.
Законопроектом устанавливается право контроля СРО своих членов при исполнении ими контрактов, заключенных в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок. Но одновременно не устанавливается право СРО на организацию и проведение дополнительных проверок своих членов при исполнении ими соответствующих работ, поэтому возникает необходимость в доработке этого законопроекта.
Частью 22 статьи 55.16 Град. кодекса в редакции законопроекта устанавливается положение, в соответствии с которым договор банковского счета, на котором размещаются средства компфонда возмещения вреда или средства компфонда обеспечения договорных обязательств, является бессрочным. Эта норма вступает в противоречие с положениями Гражданского кодекса, частью 1 статьи 846 которого предусматривается, что при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Таким образом, условия заключения договора банковского счета, в том числе его срочность, не могут регулироваться нормами федеральных законов. Поэтому предлагаемое частью 22 статьи 55.16 Град. кодекса регулирование подлежит исключению из предлагаемых поправок.
Положениями статьи 55.16 Град. кодекса в редакции законопроекта, регулирующими вопросы размещения денежных средств компфондов, не предусматриваются механизмы защиты этих средств. В том числе в случае отзывов лицензии у отдельных кредитных учреждений, их банкротств, а также не устраняются риски их потери в иных случаях. Кроме того, законопроектом не предусмотрены механизмы защиты от потери денежных средств компфондов СРО, переданных в доверительное управление в соответствии с частью 4 статьи 55.16 Град. кодекса в редакции законопроекта. Также не предусмотрено регулирование возможности и источников финансирования оплаты комиссионного вознаграждения за управление управляющими компаниями такими денежными средствами СРО, что требует доработки законопроекта.
Частью 21 статьи 4 закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в редакции законопроекта устанавливается обязанность заключившего контракт заказчика по информированию СРО о заключенном контракте в течение трех рабочих дней. При этом порядок представления и объем представляемой информации определяется правительством РФ. Одновременно положениями законопроекта не устанавливается обязанность заказчика: об информировании СРО о поданной ее членом заявке на участие в закупке, о запросе мнения СРО о возможности и способности ее члена выполнить необходимые работы, являющиеся предметом закупки, а также о незамедлительном информировании заказчиком СРО о возникновении фактов ненадлежащего исполнения договорных обязательств по заключенным договорам.
Проведенная оценка регулирующего воздействия законопроекта Минэкономразвитием привела к выоду о том, что документ содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей, работающих в стройиндустрии, а также положения, благодаря которым возникнут необоснованные расходы в строительной отрасли, а также в бюджетах всех уровней РФ.
Источник: Редакция новостей Newsrus.su