Служба строительных новостей
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЫСОГОРСКОГО ТОННЕЛЯ: РЕМОНТ В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ
Строительные технологии и материалы, которые применялись при ремонте самого большого тоннеля Северо-Кавказской железной дороги
Завершение ремонта Лысогорского тоннеля, наиболее протяжённого на Северо-Кавказской железной дороге, стало важным событием для транспортной инфраструктуры всего региона. Тоннель расположен в Туапсинском районе Краснодарского края. Путепровод длиной более трёх километров проходит под склонами горы Ватепси на линии Краснодар – Туапсе и связывает эти города с Сочи. Он был открыт более 40 лет назад и с тех пор, до недавнего времени, не ремонтировался.
Необходимость реконструкции была обусловлена тем, что за многие годы эксплуатации железнодорожное полотно подверглось значительному износу. Сложное горно-геологическое расположение тоннеля способствовало электрохимической коррозии и повреждению бетонного основания путей. Капитальный ремонт Лысогорского тоннеля был невозможен без закрытия участка, и поэтому, для минимизации затруднений в пассажирском и грузовом железнодорожном сообщении, срок его проведения был ограничен до нескольких месяцев. Движение было остановлено в середине января и возобновилось в конце апреля. Необходимо было провести демонтаж рельсов и железобетонных шпал, которых в тоннеле более 6000, и установить новые – увеличив срок дальнейшей безремонтной эксплуатации. Процесс осложнялся тем, что шпалы в старом путевом бетоне были замоноличены.
Для решения поставленных задач в Лысогорском тоннеле использовалась современная швейцарская технология укладки пути LVT — Low Vibration Track, или “путь пониженной вибрации”. Система LVT состоит из четырех основных компонентов: бетонного блока, эластичной прокладки, резинового чехла и шпал. Основное преимущество этой технологии — снижение вибрационной нагрузки и динамического воздействия на своды тоннеля. Это позволяет повысить срок службы до следующего капитального ремонта в среднем до 40 лет, а также снизить стоимость содержания таких путей ориентировочно на 20%. Кроме того, технология повышает удобство для пассажиров — ход поезда становится более плавным, комфортным и безопасным, а уровень шума снижается. Модернизация позволила ускорить движение в тоннеле: если раньше электропоезда были вынуждены снижать скорость на участке примерно до 20 км/ч, то после ремонта они могут проходить 60 км/ч.
Путь по технологии LVT строится сверху вниз: сначала монтируются рельсы, на них подвешиваются шпалы, которые заливают в бетон. На шпалы надеваются резиновые чехлы с амортизирующими прокладками. Таким образом, сила удара колёс поезда и степень отдачи рельса ослабляются. Между рельсами и шпалами укладывается упругий амортизирующий материал, и за счёт эластичности конструкции снижается уровень колебаний от прохождения поезда. Болты для крепления обхватываются пружинами, чтобы предотвращать вибрацию и снижать шум. Упругость и прочность конструкции придаются за счёт стальной скобы, которая закрепляет элементы между собой. Шпалы укладывают на железобетонную плиту, которая держится на пружинах, и благодаря этому поезд проезжает по рельсам плавно.
Технология LVT впервые использовалась в России при реконструкции двух тоннелей на перегоне Сочи — Мацеста перед Олимпиадой-2014 в Сочи. Она же применялась и на некоторых станциях Московского метрополитена. За более чем шестилетнюю эксплуатацию данных объектов не было зафиксировано никаких отклонений.
Высокопрочные ремонтные материалы серии MasterEmaco использовались и для решения других важных задач при ремонте Лысогорского тоннеля. В частности, была применена быстротвердеющая безусадочная смесь, состав которой обеспечивает износостойкость и устойчивость к образованию трещин, что особенно важно для долгой службы ремонтируемых конструкций. Благодаря быстрому набору прочности данной смеси, выполнение ремонтных работ происходит в кратчайшие сроки.
«Я хотел бы выразить благодарность нашим партнёрам за возможность принять участие в таком важном масштабном проекте, как реконструкция крупнейшего тоннеля Северо-Кавказской железной дороги. Отмечу, что ремонт во многом удалось завершить в установленные сроки благодаря оптимальному выбору технологий и материалов для проведения работ. Современные строительные решения позволяют не только сочетать такие ключевые факторы, как скорость и качество, но и оптимизировать затраты в рамках строительных проектов», – комментирует Сергей Гаевой, региональный менеджер Master Builders Solutions в ЮФО и СКФО.
Выбор материалов от Master Builders Solutions обусловлен тем, что в результате многолетней деятельности в строительной отрасли эксперты компании создали наиболее эффективные решения, адаптированные к разнообразным условиям проведения работ в различных сферах. Компания поддерживает индустрию с помощью технологических усовершенствований и материалов, которые обеспечивают безопасность производства и увеличение результативности.
Например, летом 2019 года для реконструкции Владивостокского тоннеля, который также долгое время находился в тяжелом состоянии из-за воздействия агрессивных грунтовых вод, впервые в России была применена разработанная Master Builders Solutions технология «композитной обделки». С её помощью удалось отремонтировать тоннель и избежать планируемой ранее перепроходки. Специалисты компании применили высокопрочные безусадочные смеси линейки MasterEmaco для ремонта несущих конструкций, а для композитной обделки тоннеля использовалась гидроизоляционная мембрана MasterSeal 345.
В портфолио материалов для тоннелестроения у Master Builders Solutions также входят такие решения, как набрызг-бетон в сочетании c передовыми техническими процессами, ассортимент инъекционных материалов и систем для укрепления грунта и расходные материалы для тоннелепроходческих комплексов.