Катализатор для превращения дизельного топлива в синтез-газ, не имеющий промышленных аналогов, разработали в Новосибирском государственном университете (НГУ). Ученые вуза смогли первыми добиться полной конверсии коммерческого дизельного топлива в уже пригодный для питания топливных элементов водородосодержащий газ.
«При создании катализатора мы столкнулись с серьезной трудностью: конверсия дизельного топлива в синтез-газ — высокотемпературный процесс, в результате чего активный компонент катализатора быстро спекается. Поэтому мы впервые использовали для данных приложений в качестве структурированного носителя металлическую подложку из сплава хрома, железа и алюминия, которая обладает хорошими свойствами по тепломассопереносу», — считает разработчик Владислава Шилова. Уникальность созданной системы, по его словам, состоит в использовании металлической подложки. Методика нанесения слоев каталитического покрытия на металлическую сетку довольно сложна и разрабатывалась на протяжении нескольких лет.
Электрохимические генераторы, работающие на дизельном топливе, могут быть использованы в качестве стационарного, резервного или вспомогательного источника электроэнергии, поскольку оно является более удобным носителем водорода. Эта технология, по мнению разработчика, найдет применение в отдаленных северных регионах, в условиях Крайнего Севера и при освоении Арктики, а также на других объектах, где основным энергоносителем является дизельное топливо.
Такие устройства обладают гораздо более высоким КПД по сравнению с двигателями внутреннего сгорания. Они экологически безопасны — их выбросы представляют собой углекислый газ и водяные пары. Отличаются бесшумной работой, длительным сроком эксплуатации и не требуют частого обслуживания. А использование топливных элементов для получения электро-энергии позволяет извлекать ее из энергоносителей прямым преобразованием энергии химических связей в электрическую.
«Эффективность этого процесса выше, чем при использовании стандартных дизель-генераторов. Увеличение эффективности энергоустановок позволит уменьшить объемы ресурсо-затратного завоза дизельного топлива в удаленные, арктические районы. Кроме того, применение разрабатываемых энергоустановок будет более экологичным за счет уменьшения объемов потребления дизельного топлива», — пояснил Шилов.