Служба строительных новостей
На 20% упало потребление минеральной изоляции в начале 2 полугодия 2025

По данным экспертов ТЕХНОНИКОЛЬ, второе полугодие 2025 в сегменте минеральной изоляции началось с 20-процентного падения. Причинами стали высокая ключевая ставка, снижение инвестиционной активности и спроса на жилье. По итогам 2025 объем потребления может сократиться на 8%.
В 1 полугодии 2025 объем потребления минеральной изоляции снизился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил более 18 млн куб. м. В денежном эквиваленте он оценивается в 92,5 млрд руб. В 1 квартале наблюдался стабильный спрос за счет инерционности строительной отрасли: закрывались проекты, вышедшие ранее и находящиеся в высокой стадии готовности. Но уже в мае, несмотря на начало сезона, наметилось охлаждение как в промышленно-гражданском, так и малоэтажном строительстве.
Наибольшее сокращение активности наблюдалось в сегменте многоквартирного и малоэтажного жилья. По данным ДОМ.РФ, из-за отмены льготной ипотеки и роста стоимости кредитов продажи квартир в новостройках за первые полгода 2025 упали на 26%. В ответ застройщики ограничили вывод новых объектов на 21%.
Закрытие льготных ипотечных программ повлияло и на ситуацию в малоэтажном строительстве. Кроме того, из-за высокой ставки по депозитам люди выбирают сберегательную финансовую модель и не вкладывают в покупку или крупный ремонт жилья. В итоге потребление минеральной изоляции в рознице за полгода снизилось на 20%.
В течение первого полугодия 2025 продолжали строиться логистические объекты, однако и здесь в части регионов наблюдалось сокращение активности.
Поддерживало отрасль только возведение объектов с государственным финансированием (школы, детские сады, поликлиники и другие социальные проекты). При этом наметилась тенденция к сворачиванию многих госпрограмм, например строительства дорог или крупных объектов. Наиболее заметно это на Дальнем Востоке, где потребление минеральной изоляции за полугодие сократилось на 28%. Снижение демонстрировали также Северо-Западный и Сибирский округа – на 10% и на 9% соответственно. Небольшой рост зафиксирован только на Волге (8%), в Москве (3%), в центре и на юге (по 1%).
К началу 2 полугодия 2025 эти тенденции усилились, и в июле общее потребление минеральной изоляции упало на 20% по сравнению с тем же периодом 2024.
«Высокая ключевая ставка, а значит, дорогие кредиты и большой доход по депозитам вынуждают и частных и профессиональных инвесторов занять выжидательную позицию и не вкладывать в новые проекты. По итогам 2024 объем средств населения в банках превышал 57 трлн руб. Эти деньги не участвуют в экономике и не способствуют ее развитию. Как следствие – падение спроса во всех секторах и сокращение производственной активности. Даже начавшееся снижение ставки не сможет быстро исправить эту ситуацию», – прокомментировал Василий Ткачев, руководитель направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ.
По прогнозам экспертов ТЕХНОНИКОЛЬ, снижение потребления минеральной изоляции во 2 полугодии 2025 составит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За счет нейтральных показателей первых 6 месяцев 2025 по итогам года падение будет чуть меньше – на 8%. При этом каменная вата потеряет 10%, стекловолокно – 15-17%. В 2026 эти тенденции продолжатся, и рынок сократится еще на 5%.
«Неопределенность в экономике сохраняется. Об этом говорят и прогнозы ЦБ относительно ВВП (рост всего на 1-2% в этом году и на 0,5-1,5% в 2026) и ключевой ставки (от 16,3 до 18% до конца 2025). Если она достигнет нижней границы, мы, скорее всего, увидим оживление на ипотечном рынке и пересмотр инвестиционных программ, а к началу следующего года – появление новых проектов. Однако даже в этом случае активная стадия их строительства наступит не ранее 2027. Отрасль могло бы поддержать льготное финансирование, но при дефиците бюджета (3,7 трлн руб. за 1 полугодие 2025) рассчитывать на это особенно не приходится. Положительным моментом станет снижение доходности депозитов: люди начнут выводить деньги из банков и вкладывать в покупку недвижимости. Это будет способствовать разморозке рынка. Но эффект также почувствуется не раньше 2027», – отметила Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ.
При этом производители продолжают крупные инвестиционные проекты. Так, ТЕХНОНИКОЛЬ ведет строительство нового завода в Ростовской области. По словам Василия Ткачева, это стратегически важный актив для компании. «Несмотря на локальные сложности мы видим его перспективы и ждем значительного роста потребления в этом регионе после завершения кризиса. К сожалению, мы столкнулись с сокращением льготных программ государственного софинансирования и ведем проект с использованием собственных инвестиций. Со стороны государства изменилось отношение к промышленному строительству. И это вызывает опасения. Отсутствие поддержки лишает бизнес возможности подготовить дополнительные мощности к восстановлению рынка и подъему экономики», – отметил он.