Служба строительных новостей
Глава Минрегиона России Игорь Слюняев принял участие в заседании Государственного Совета Российской Федерации
Министр регионального развития Игорь Слюняев принял участие в заседании Государственного Совета Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина, которое было посвящено повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В своем выступлении Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев сообщил, что за последние годы Правительство Российской Федерации совместно с законодателями провело большую работу по совершенствованию нормативно-правовой базы ЖКХ. На федеральном уровне принято 158 законов и 3124 подзаконных акта, регулирующих сферу ЖКХ.
Ряд важнейших решений принят на законодательном уровне в течение последнего года:
- переход к долгосрочному тарифному регулированию;
- создание условий для снижения затрат при подключении к инженерным сетям;
- установление четких требований к программам комплексного развития коммунальной инфраструктуры, в том числе к разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- формирование новой системы капитального ремонта жилого фонда;
- установление обязательных требований к собственникам, концессионерам и арендаторам объектов коммунального сектора в части объемов и направлений инвестиций, целевых показателей надежности и сроков их достижения.
Вместе с тем, как отметил Игорь Слюняев, сегодня наблюдается колоссальный разрыв между состоянием нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль, и принимаемыми управленческими решениями на местах.
- Следствием этого остается высокий уровень износа основных фондов – 60%, нарастающее количество аварий и технологических сбоев, дефицит инвестиций. В конечном итоге – низкое качество жилищно-коммунальных услуг и раздражение людей.
Глава Минрегиона привел данные статистики по применению инвестиционных механизмов. Он доложил, что соглашения по концессиям заключены только в 4 субъектах Федерации, гарантии предприятиям ЖКХ под привлечение кредитов на региональном и местном уровне практически не применяются, механизмы государственно-частного партнерства не запущены. Ни одной заявки в Фонд содействия реформированию ЖКХ по программе субсидирования процентных ставок на модернизацию коммунальной инфраструктуры не поступило.
Есть проблемы и с разработкой программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, которые должны представлять собой планы конкретных мероприятий с учетом анализа текущего состояния основных фондов и предложений по развитию систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
- По данным нашего мониторинга такие программы утверждены только в 10 тысячах муниципальных образований, а схем теплоснабжения утверждено лишь 644. Зачастую эта работа выполняется формально и с существенным отставанием от сроков, - отметил Игорь Слюняев.
Результатом является отсутствие разумного распределения инвестиционных потоков на модернизацию коммунальной инфраструктуры, экономически обоснованных тарифов, в том числе на подключение новых объектов, нерешенность проблемы с оформлением прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства и земельные участки под ними.
Министр регионального развития рассказал также о сокращении инвестиционных возможностей самих предприятий коммунального комплекса. 50% затрат в структуре их расходов приходится на энергоресурсы. На инвестиции направляется всего 8% от общего объема расходов. В денежном выражении это 291 млрд. рублей при потребности, превышающей 9 трлн. рублей.
В целях формирования единого вектора развития отрасли Игорь Слюняев предложил разработку Стратегии модернизации ЖКХ, которая должна упорядочить и направить отраслевое законодательство, государственные программы и программы комплексного развития.
В качестве инструмента привлечения инвестиций в ЖКХ была предложена федеральная целевая программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства с применением механизмов выпуска инфраструктурных облигаций, субсидирования процентных ставок, софинансирования социально значимых и трудно окупаемых проектов в сетевом хозяйстве теплоснабжения и водоснабжения.
- Необходимо отказаться от финансирования отдельно взятых объектов в пользу финансирования проектов комплексной модернизации на основе современных технологических решений. Основным критерием эффективности инвестиций должны выступать надежность и качество коммунальных услуг и ресурсоснабжения, - подчеркнул Министр.
Игорь Слюняев отметил также необходимость регулирования не только тарифов на коммунальные услуги, но и темпов роста совокупного платежа граждан. Он предложил внедрить понятие критериев социальной доступности тарифов, которое будет учитывать доходы домашних хозяйств, позволит направлять адресные целевые субсидии и гибко регулировать размер совокупного платежа за потребляемые коммунальные услуги.
- Перед нами стоит сложная, но вполне выполнимая задача. С одной стороны – провести реформы в жилищно-коммунальном комплексе, с другой – обеспечить предоставление гражданам доступных по цене и высоких по качеству коммунальных услуг. Эффект от реализации этой задачи колоссальный. Модернизация коммунальной инфраструктуры – основное условие развития городов, поселков, освоения новых территорий, строительства нового жилья, а значит и развития экономики, - сказал в завершении Министр.
По итогам заседания Госсовета в адрес Правительства Российской Федерации будут подготовлены поручения по повышению уровня федерального софинасирования программ расселения аварийного жилья в субъектах Российской Федерации, рассмотрению предложений о целесообразности разработки Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства.
Источник: Редакция новостей newsrus.su
Расскажите об этом