Служба строительных новостей
Виктор Басаргин назвал основные проблемы строительного сектора и возможные пути их решения
Глава Минрегиона 16 апреля на совещании по вопросам жилищного строительства предложил сократить процедуры, регулирующие строительную деятельность.
В начале своего выступления Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин отметил, что с 2010 года уже решены многие проблемы, сдерживавшие рост строительства. Однако, сказал Министр, сегодня основными «камнями преткновения» остаются вопросы имущественно-земельных отношений и подключения к инфраструктуре, недобросовестное исполнение законодательства в регионах и муниципалитетах.
Что касается статистики, то, пояснил Виктор Басаргин, если в Москве, Краснодаре, Санкт-Петербурге бизнес волнуют обременения, дороговизна инженерной инфраструктуры, то в большинстве регионов главным барьером является дефицит этой инфраструктуры, отсутствие стабильного спроса и низкая доступность финансовых ресурсов.
Особое внимание глава Минрегиона обратил на то, что на федеральном уровне процедуры, регулирующие строительную деятельность разбросаны по 12 федеральным ведомствам. В итоге, отметил он, строители несмотря на запрет в Градкодексе продолжают «ходить» в различные федеральные структуры на местах за ненужными дублирующими согласованиями.
«Мы совместно с НОСТРОЕМ и Институтом экономики города с использованием методологии Всемирного банка на базе анализа в 43 городах вышли на перечень минимально необходимых процедур согласований в жилищном строительстве из 33 процедур», - сказал Виктор Басаргин.
Этот проект называется «нормативный город». Нужно учитывать, отметил Министр, что сегодня застройщик должен проходить 100 и больше согласований. Большинство этих процедур устанавливается муниципалитетами. Многие вразрез с федеральными нормами. Чтобы эта система заработала, необходимо всем сторонам завершить выполнение 982 распоряжения Правительства. В итоге срок выхода на площадку в среднем уменьшится с 946 до 367 дней, то есть в 2,6 раза. По каждой из сохранившихся процедур отдельно проработаем сокращение сроков и обеспечение прозрачности.
Следующее предложение - создать институт персональной ответственности лиц, принимающих решение (ГИП, ГАП, эксперт, инспектор), задействовать страхование персональной ответственности, создание публичных реестров. Аккредитация профессионалов позволит отказаться от многих излишних элементов контроля.
Следующий по важности вопрос – земля.
Сегодня, сказал Виктор Басаргин, есть дефицит земли, подготовленной для строительства. До сих пор не завершено разграничение земель и инвентаризация ранее учтенных участков. Инвесторы, начиная работу не уверены, что не всплывут чужие права на участок. Нет скоординированных графиков времени и порядка обеспечения участков инженерной инфраструктурой.
Чтобы решить эту проблему, по мнению главы Минрегиона, необходимо распространить модель Фонда «РЖС» на региональном уровне, стимулировать создание региональных фондов развития жилищного строительства, обеспечивающих введение в оборот неэффективных региональных и муниципальных земельных участков и действенный механизм жилищного строительства. Она зарекомендовала себя в Татарстане, Белгородской области, пояснил Басаргин.
В рамках региональных программ предлагается обобщить спрос на участки для индивидуального строительства и меры по их бесплатному предоставлению, а также формированию резерва участков требующегося для жилищной застройки в целом на год вперед.
Далее следует ввести третий – муниципальный уровень программ жилищного строительства, основой которых станут генеральные планы поселений и городских округов. При этом необходимо обязать муниципалитеты в течение 6 месяцев после принятия генпланов утверждать комплекс мероприятий по синхронизации планов развития естественных монополий с планами развития городов.
По мнению Виктора Басаргина, приоритет должен отдаваться комплексному освоению территорий. Законопроект по новым подхода проектам планировки уже разрабатывается министерством.
Для опережающего инфраструктурного обеспечения участков нужно сформировать институт «лэнд девелопера», вынести формирование участка в отдельный бизнес, не аффилированный с застройщиком. Необходимо зафиксировать работающую схему ГЧП по формуле: земля в обмен на квадратные метры.
Параллельно необходимо увеличить финансирование инфраструктуры проектов комплексной застройки. Регионам, успешно реализующим жилищные программы на каждый строящийся м2 необходимо обеспечить господдержку. Это потребует около 70 млрд. рублей, но увеличит объемы жилищного строительства на 10-15%.
Такие государственные интервенции на рынке инвестиций могли бы осуществляться в рамках специальной программы ВЭБа по инвестированию в инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру для жилищного строительства, прежде всего с использованием механизмов ГЧП.
Не менее важный вопрос, по мнению Министра, - это новые материалы и технологии.
В прошлом году, напомнил Басаргин, была утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов, где проанализирован их дефицит по каждому федеральному округу, а также обеспечен доступ к информации, где и когда будет выгодно открывать предприятия стройиндустрии. Очевидно, что эта информация будет востребована, но чтобы не потерять 2-3 года необходимо до конца полугодия вместе с ФАС провести анализ и принять комплекс мер по демонополизации рынка стройматериалов на 2012 год. Одновременно нужно ввести на 2012-14 годы контроль роста тарифов на перевозку стройматериалов. Дополнительный эффект даст развитие региональных институтов биржевой торговли базовыми стройматериалами. Считаем, эти меры снизят цену стройматериалов на 15-20%.
Следующий вопрос - где и что нужно строить.
«Считаю, - сказал Басаргин, сегодня как никогда необходима разработка схемы территориального планирования Российской Федерации в части расселения».
Что касается второй составляющей – ЧТО строить, то более половины жителей России хотели бы улучшить жилищные условия, но тех, кто даже с помощью заемных средств может сделать это реально лишь четверть. За их счет кратно объемы жилищного строительства не увеличить. Нужно стимулировать спрос за счет всех уровней среднего класса,- считает Виктор Басаргин.
Для социально незащищенных граждан и бюджетников – это бесплатное жилье в социальный найм. По исследованиям Института экономики города таковых 16% от всех нуждающихся в жилье.
Для граждан с доходами выше, чем у первой группы, но не позволяющими купить жилье, а это 53% от нуждающихся - арендное жилье за разумную плату, в том числе корпоративная аренда.
Для граждан с доходами в перспективе позволяющими купить или расширить свое жилище (а это примерно 1/3 всех нуждающихся) - это собственное жилье по доступной цене.
Чтобы увеличить объемы обеспечения жильем социально незащищенных граждан необходимо прекратить приватизацию жилья. Государство должно предоставлять жилье только в социальный найм или аренду с возможностью последующего выкупа. Это даст дополнительные ресурсы для строительства социального жилья. Исключение мы видим для многодетных семей, которым в случае рождения 4-го ребенка арендное жилье должно передаваться в собственность, подытожил свое выступление Виктор Басаргин.
Источник: www.minregion.ru
Расскажите об этом